health_scanner (health_scanner) wrote,
health_scanner
health_scanner

Categories:

Склонность к риску у подростков.

Чем ближе ребёнок к подростковому возрасту, тем больше мыслей у родителей, о том, что будет дальше. Ведь совершенно невозможно предсказать, как ребёнок изменится. Конечно, часть семей уверены в том, что их дитё не станет алкоголиком-преступником-наркоманом. Другие же частенько об этом задумывается. А вдруг попадет в нехорошую компанию или глупость какую сделает. А там вся жизнь под откос.
Действительно, нет никаких гарантий в отношении течения подросткового возраста. Иногда самые хулиганистые дети вдруг берутся за ум, начинают учиться и осуществлять свои планы. Нередко бывает и обратная картина: ранее вполне благополучный ребенок вдруг начинает «дурить» и постоянно влипает во всякие истории.
Одна из причин, по которой происходят подобные изменения - потребность у подростков в риске. По большому счету в тяге к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть развития личности, период, когда еще недавний ребенок должен выйти из круга семьи и встретиться с внешним миром. Естественно, ребенок и до этого не изолирован от окружающих. Но в то время, когда он принимал не так много самостоятельных критических решений, чаще ориентировался на поведение родителей, их одобрение или порицание. Но потом все меняется. Тинэйджер все хочет делать сам, жить своим умом и стать самостоятельным.
В первую очередь во время становления как личности подросток должен:
- Выделиться – приобрести самостоятельность и определиться со своей личностью.
- Вписаться – быть принятым у друзей и в подростковом сообществе.
- Достичь – найти пути реализации и достижения целей.
- Овладеть – обрести способность брать на себя ответственность для достижения целей.
В период подросткового возраста мозг молодого человека или девушки подвергается довольно значительной перестройке. Нервные скопления, ядра и связи, ответственные за эмоции и связанные с социальными ситуациями, становятся более активными, чем раньше. Довольно интересно, что при общении с группой ребят, близких по возрасту, мозг подростка отвечает ярче, чем при общении со взрослыми, в том числе и родителями. Друзья становятся для подростка более значимыми, и это отражается на работе мозга. (1, 2).
Надо отметить, что 15-летние подростки могут рассуждать и строить логические связи на уровне взрослого человека. Человек правильно рассуждает, строит прогнозы своего поведения и поведения других, разрабатывает планы достижения тех или иных целей. Но если тинэйджер испытывает сильные эмоции или находится в группе сверстников, способность использовать логику и предвидеть последствия своих поступков падает.
Эта ситуация связана с тем, что в этот период активно формируются связи эмоциональной части мозга (лимбики) с лобной корой. Последняя, ответственна за всю логическую составляющую нашего мышления, контроля своего поведения и эмоций. Так как связей между этими структурами еще все-таки не достаточно, то временами эмоции, мимолетные желания и потребность понравиться сверстникам пересиливают здравый смысл. Большинство взрослых оценивают такое импульсивное поведение подростка, как нелогичное и глупое.
Родители говорят: «Как ты мог до такого додуматься!» или «Неужели ты не знал, чем это кончится?». Для взрослых это действительно странно. Но они имеют уже созревший мозг с большим количеством связей в лобной коре и склонны более эффективно оценивать ситуацию и предсказывать результаты. В большинстве своем они в меньшей степени восприимчивы к влияниям внешней среды . Несмотря на то, что поиск риска характерен практически всем подросткам, риск риску рознь. Дети рискуют неодинаково. И надо заметить, что большинство подростков никогда не переходит черту дозволенного или безопасного.
Выделяют 2 типа рискованного поведения:
Положительный риск. В этом случае подросток рискует с пользой для себя. Это рискованное поведение, которое помогает развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум и т.п. Здесь «поведение» включает в себя множество ситуаций, а не только то, как себя подросток ведет. Это и достижение целей, определенных результатов, опробование нового, общение с людьми разного возраста и социальных групп. Дети оспаривают авторитет взрослых конструктивными способами. В том числе и тем, что демонстрируют свою самостоятельность и способность решать поставленные перед ними жизнью вопросами.
Положительный риск можно подразделить на несколько категорий.
1. Риск, связанный с повседневной жизнью:
- Социальный (вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений)
- Эмоциональный (признания в любви, приглашения на свидания, разделение своих чувств с друзьями)
- Физический (занятия экстремальным спортом с учетом безопасности)
2. Школьный риск:
- академический (выбор занятий и заданий повышенной сложности) - атлетический (умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение и т.п.)
- внеклассная деятельность (участие в кружках, научных клубах, помощь учителям и одноклассникам в учебе)
3. Социальный риск:
- участие в волонтерской деятельности
- работа с младшими по возрасту детьми и помощь им в обучении
- начало деятельности связанной с финансами, начало своего бизнеса, участие в благотворительности, связанной с пожертвованиям.
4. Отрицательный риск:
Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, пищевые расстройства, незащищенный секс. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п. В этом случае тинэйджеры быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого: выпивать больше, пробовать разные наркотики, сочетать психоактивные вещества, вести беспорядочную половую жизнь. И даже негативные последствия такого поведения их не останавливает.
Хоть не существует никаких гарантий, что тот или иной ребенок будет в подростковом возрасте «проблемным» или нет, есть определенные закономерности – факторы риска склонности к опасному поведению.
Факторы риска.
1. Низкое ожидание успеха в жизни. Ребенок не ждет, что он может решить свои проблемы, поступить в ВУЗ, хорошо учиться и быть положительно оцененным окружающими.
2. Низкая самооценка.
3. Бессилие перед жизнью. Предыдущие попытки измениться к лучшему не принесли результатов.
4. Низкая успеваемость в школе.
5. «Плохая компания». Такие подростки более склонны идти на поводу друзей, что бы они ни делали.
Факторы снижения риска.
С другой стороны существуют и факторы, которые снижают риск опасного поведения:
1. Внимательное отношение подростка к своему здоровью и деятельность, направленная на его поддержание.
2. Хорошие и доверительные отношения со взрослыми.
3. Просоциальная деятельность, включенность в благотворительность.
4. Наличие друзей с положительными установками в отношении себя и своего будущего. (1, 2)
Стоит так же помнить, что важным фактором для степени и характера рискованного поведения являются давние психотравмы. Они могут неожиданно всплывать в период взросления и значительно влиять на поведение подростка. Если он не может справиться с ними адекватно, то он начинает прибегать к нежелательному поведению.
Кроме различных видов рискованного поведения у некоторых подростков наблюдается полный отказ от риска в своей жизни. Так как они не проходят важный этап своего взросления, они, в целом, гораздо сложнее переносят жизненные сложности, чем дети, берущие положительный риск. Так, подростки, отказывающихся рисковать даже положительно, на 20 процентов чаще употребляют алкоголь и наркотики.
Что могут сделать родители, чтобы уменьшить риск негативных форм риска у своих детей?
• Ориентировать детей на получение знаний. При этом целью должна быть не столько хорошая оценка, как знания сами по себе.
• Поощрять ситуации, когда ребенок хочет самостоятельно «позитивно рискнуть».
• Обучать ребёнка позитивному риску, в том числе и физическому.
• Обсуждать с подростком его эмоции, помогать в вопросах, связанных со сложными ситуациями.
Если ребенок не склонен раскрываться полностью (а он и не должен этого делать), необходимо научить его искать помощи у авторитетов, осуществлять поиск ответов на вопросы в Интернете (компьютером пользоваться умеют практически все подростки, а вот использовать его себе на пользу, способны далеко не все).
Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах безопасных границ, приобретать важные для жизни навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами.

Наталья Стилсон
mentalscience.ru
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments