health_scanner (health_scanner) wrote,
health_scanner
health_scanner

Category:

Как правильно учить ребенка самостоятельности.

Наверное, стоит говорить о том, что самостоятельность это не только какие-то бытовые навыки, которые маленький ребенок может делать сам, это один из самых многомерных феноменов развития личности, ее будущей социализации. Здесь можно разделять, конечно, множество форм самостоятельности:
1. Самостоятельность – физическая (отражающая вопросы самообслуживания)
2. Самостоятельность - бытовая
3. Самостоятельность - учебная
4. Самостоятельность – личностная (в принятии решений, в зрелости, в отношениях)
5. Самостоятельность – социальная (в преодолении каких-то трудностей в жизни, профессиональные выборы, социальная адаптация)
И все это про самостоятельность, про зрелость, про развитие. В онтогенезе это выглядит именно так, начиная с физического развития – ходьбы, движений крупной и мелкой моторики, держания ложки, самостоятельного питания, одевания и т.д. и постепенно усложняясь. Многие родители задаются вопросом о том, с какого возраста лучше начинать приучать детей к самостоятельности – ответ прост, с раннего возраста родителям нужно просто этот процесс поддерживать и культивировать.
И здесь не нужно искать какие-то совершенно волшебные способы это развить, перебирая горы литературы, консультируясь с множеством специалистов, все, что нужно у родителей часто уже есть, просто нужно не забывать несколько простых вещей в отношении и возрастных психологических особенностей и в отношении самих себя
Самостоятельность это, прежде всего процесс, а поскольку он является процессом, и растянут во времени, и к тому же еще и связан с развитием ребенка от года до N-го количества лет – то для этого нужно время. То есть ребенок не сразу вскочит и резко начнет мыть посуду после еды, да потом еще и мусор вынесет)))
Для того чтобы какие-то навыки развить (любые) необходима тренировка – вспомните простой пример - как вы долго пытались научиться чему-то в жизни, ведь редко найдется гений, который знает наизусть таблицу Менделеева после лишь взгляда на нее.
Для того, чтобы навык натренировать (если можно так сказать) необходима поддержка и личный пример со стороны родителей – для всех знаком случай, когда мамы вместе с 2х летними чадами пекли булочки или что-нибудь готовили – чадо в муке, вазюкает по столу руками, смеется, подъедает что-нибудь, не нужно ничего выдумывать, каждый раз изобретать велосипед, ребенок и так познает все прелести (именно прелести) бытовой самостоятельности, к тому же для дошкольника очень важна сюжетно-ролевая игра, где он пробует разные роли от повара, до доктора постепенно впитывая ролевые взаимодействия.
Но не все так радужно конечно, всегда есть обратная сторона медали, ведь иногда стремление родителя к тому, чтобы чадо (от 1 до 18 лет) было самостоятельным сталкивается с неготовностью такой самостоятельности ребенка самим родителем – вот здесь начинается самое интересное. Ведь иногда обращаясь с такими проблемами на консультацию, чаще родители не готовы к самостоятельности ребенка, нежели сам ребенок. Ведь иногда родители, поторапливая детей, которые к примеры одеваются «ну прямо как капуши», при этом, уже раздражаясь одевают его сами, при этом требуя потом немедленно одеваться – напрочь отбивают желание к самостоятельности, к тому же у детей-то хитрости не занимать, и 4 летке конечно приятно, что ее всем миром одевают.
Помощь родителя должна чаще состоять, только в том, чтобы быть рядом в этот момент и поддержать или объяснить что-то. Самостоятельный ребенок - мечта любого родителя. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали.
Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст, в этом, как и во всем другом нужна мера и ничего больше и, кстати, только у родителя, лучше любого специалиста есть именно чутье, понимание своего чада. Потому, как если переборщить с самостоятельностью возникает совсем другая штука – «сверхсамостоятельность», это когда ребенок делает абсолютно все сам, не обращаясь за помощью к другому, вот только хорошего это ничего не сулит, хоть и выглядит великолепно. Ведь если ребенок слишком самостоятелен он не научается важной человеческой штуке «просить помощи у родителей у близких, друзей» в этом довольно часто лежат корни будущих проблем с повышенной утомляемостью, синдромом хронической усталости, психастенией, трудоголизмом и массой других вещей.
Но помимо вышесказанного все-таки хочется поделиться маленькими хитростями приучения к самостоятельности детей, особенно первоклашек, родители которых могут использовать эти рекомендации как дополнительную помощь в нелегкие годы 1 класса.
Для всего нужно вырабатывать некий алгоритм (то есть последовательность действий), и, разбивая его на отдельные части, постепенно обучать ребенка по частям.
Развивайте вопросы стиля, макияжа, чувства цвета (для девочек).
Мотивировать деньгами – плохая затея (ни к чему хорошему не приводит)
Часто первоклашки не понимают, зачем им учиться – попробуйте поговорить с сыном или дочерью о будущей профессии (ведь для каждой нужно учиться)
Развивайте навык подготовки к домашним заданиям (отдельное место, стол, книги, письменные принадлежности, эргономика, интерьер)
Проявите творчество – создайте дома цветной настенный органайзер с расписанием и записями (можно сделать из комнаты – лабораторию, или комнату ученого).
Для поощрения используйте старые добрые фанты, накопив которые, ребенок сможет получить что-то ценное для себя
Вспомните давно забытый вкус «сладости разгадки» задачи или примера в своей учебе, которым всегда хочется поделиться.
Не осваивайте программу школы до поступления ребенка в 1 класс – ребенку просто будет неинтересно.
Научите первоклашку предварительно составлять план действий (устно).
Никогда не делайте домашнее задание за ребенка, это ему только навредит. Если ребенок чего-то не знает или не понимает, не спешите подсказывать, даже если ответ вам хорошо известен: пусть попытается вспомнить или сообразить, предложите поискать ответ в книгах, даже предложите ему назавтра спросить у учителя. Это приучит ребенка искать пути поиска ответов, а не получать от вас готовый ответ на все случаи жизни.
В остальном – любовь, поддержка, находиться только рядом во всех смыслах («не над», «не за» и «не перед» ребенком) и тренировка, тренировка, тренировка….


mentalscience.ru
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments